Джулия Робертс (Julia Roberts) — БЛИЗОСТЬ (Closer)
БЛИЗОСТЬ (Closer) Вариант перевода оригинального названия — «Ближе» (Closer)
США. 2004. 104 минуты.
Автор сценария Пэтрик Марбер (Patrick Marber) по собственной пьесе
Режиссёр Майк Николс (Mike Nichols)
Оператор Стивен Голдблат (Stephen Goldblatt)
Главный художник Тим Хэтли (Tim Hatley)
Художники Грант Армстронг (Grant Armstrong), Хэнна Моузли (Hannah Moseley)
В ролях: Джулия Робертс (Julia Roberts), Джуд Ло (Jude Law), Натали Портмен (Natalie Portman), Клайв Оуэн (Clive Owen)
Кассовые сборы — $33,5 млн. в США за 60 дней проката (прогноз — $37 млн.), $78,6 млн. в мире (прогноз — $100 млн.)
Премии: приз Национального совета обозревателей за актёрский ансамбль, два «Золотых глобуса» — за второплановые женскую и мужскую роли
Любовно-психологическая драма
Поначалу эта новая работа признанного американского режиссёра Майка Николса, который прежде знал большой толк и в экранизациях популярных современных пьес («Кто боится Вирджинии Вулф?»), и в довольно раскованном обращении к проблемам взаимоотношения полов («Выпускник», «Плотские познания»), может показаться привлекательной романтической драмой на тему, заявленную в слогане картины: «Если вы верите в любовь с первого взгляда, то не перестанете искать». И первая великолепная сцена в лондонской толпе, спешащей куда-то по своим делам, как раз выражает это вполне понятное человеческое нетерпение поскорее встретить кого-то близкого и дорогого, узнав его мгновенно и навсегда.
Англичанин Дэн, который работает в газете в отделе некрологов, но мечтает стать писателем, однажды, заметив симпатичную девушку на улице, практически вытаскивает её из-под машины, сопровождает в больницу, заботится о ней и уже не может расстаться, потом написав об Элис (так представилась юная американка, сбежавшая из Нью-Йорка от прежнего возлюбленного) вроде бы удачный роман. Снимаясь для обложки своей книги, Дэн знакомится с другой американкой, модным фотографом Анной, которая несколько старше по возрасту и успела побывать замужем. Он влюбляется в неё, хотя не сразу завязывает роман, попутно (сам того не подозревая) устроив через сексуальный чат в Интернете свидание Анны с врачом-дерматологом Лэрри. И отношения всех четверых перепутываются между собой, заставляя каждого из участников «любовного квадрата» вольно или невольно лгать своим романтическим партнёрам.
Вот тут-то лента Николса, выбравшего для реализации в кино подчас невоздержанную по языку пьесу молодого британского автора Пэтрика Марбера из Мастерской современной драматургии при Королевском Национальном театре, превращается в малоприятную историю взаимных оскорблений и обманов.
Причём особенно раздражающе ведут себя двое мужчин, да и обе женщины, запросто прощающие их самые возмутительные выходки (вплоть до рукоприкладства), теряют искреннее сочувствие, становятся отнюдь не ближе, а дальше. Казалось бы, и вышеупомянутая пьеса Эдварда Олби, которую Майк Николс с успехом перенёс на экран почти сорок лет назад, демонстрировала неприглядный и порой отвратительный облик супружеско-любовных отношений. Но в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» всё было мастерски и впечатляюще разыграно четырьмя актёрами, а здесь в более выигрышном положении — лишь Джулия Робертс и Натали Портмен, во многом опровергающие свой давно сложившийся имидж. Джуд Ло и Клайв Оуэн явно пережимают, впадая чуть ли не в истерику, что представителей мужского пола уж точно не красит.